Приполярный Урал, сентябрь 2011 Приполярный Урал, сентябрь 2011

Приполярный Урал, сентябрь 2011

Сергей Запутряев / ГК «АКАДО» / Москва

   Особой жары в этом году в Москве не случилось, обошлось без пожаров и дыма... Видимо, поэтому моё предложение прогуляться за полярный круг не вызвало большого энтузиазма и попутчиков не нашлось.

   Собственно, походы в одиночку меня вполне устраивают, тем более, что в этот раз было много "личного". Это было, ответом - продолжением похода 2009 года в эти же края    http://zap.net.ru/PART_027/index.html

Дорога

      Поезд фирменный - дорогой, билеты "от конца до конца" на него заранее не раскупаются и свободных мест много. Они по дороге заполняются теми, кто билеты покупает перед отходом, а им, как правило, недалеко надо ехать. Поэтому сменяемость пассажиров очень высокая, особенно на боковушках - практически на каждой станции люди входят и выходят.
      Много железнодорожников. Из их разговоров в соседнем отсеке узнал много нового... Про белые цвета - их у железнодорожников изрядное количество: молочный белый, лунный белый, лунно-мигающий белый, прозрачный белый, локомотивный белый... почти как в языках северных народностей - нет самостоятельного слова белый, но есть десятки цветов снега. Про "прекрасную незнакомку" на длительных вахтах... Массу карточных "фокусов"... - очень познавательно.
      В моём отсеке едет семейка строителей железной дороги от Обской на север - молодожены и тесть. Едут с летнего отдыха, из Львова. Непрекращающийся психологический этюд - молодая жена завоёвывает позиции: Виталик, в нашей семье громко не разговаривают... Виталик, в нашей семье не набрасываются на еду... Виталик, в нашей семье ноги в проход не вытягивают... Муж с тестем снисходительно усмехаются.

День первый

     Почему-то очень странно наряжена дежурная по станции - варежки, шапка, пальто с капюшоном, обвязана шарфом... а на улице солнышко и тепло, и я, естественно, в рубашечке и бейсболке. Но уже через минуту я догадался, почему она так странно одета - Ветер (с большой буквы). Ещё через пять минут пришлось доставать ветровку и одеваться. Дует он точно в лоб - идти приходится сильно наклонившись вперед, каждый шаг, как в гору.

      Решил прейти на правый берег Соби, там должна быть дорога - по ней будет полегче идти. На перекатах ветром с воды срываются капли, и над водой мчится дождевая масса - дна почти не видно, и камни в воде довольно скользкие. Простенький брод превращается в проблему.
      Уже начинает темнеть, а приличного места для стоянки никак не встречается... Нашёл небольшую площадочку, но жёсткую - колышки удаётся воткнуть всего на несколько сантиметров, и тент пришлось придавливать камнями.
      К полуночи затихло, но ненадолго. Ночь очень светлая - полная Луна.

 

День второй

Утром ветер послабее, но позже, когда я подходил к перевалу, усилился... На перевальном озере Макар-Рузь волна с барашками. На лужайке около озера пятиметровыми буквами выложено "POLSKA", возможно, это постаралась та самая компания, с которой я ехал в поезде в августе 2007-го.

    Началась промзона - хромитовый рудник. С моей стороны он не сильно портит пейзаж - лишь небольшие отвалы. Но здорово портит воду - ручьи, через один, то белые, то с пеной... Издалека видел жизнь - трактор, затаскивающий балок наверх. А вечером слышал взрыв.
      Река Макар-Рузь становится широкой... кружат две чайки.
      Встал вскоре после того места, где дорога уходит на правый берег. Ветер стих, очень тепло.

 

День третий

      Дорога уже поднадоела - весь вчерашний день по ней шёл. Поворачиваю направо. Через пару километров следы обрываются у заброшенной буровой, начинается природа. Полазил, поснимал около толстенького ледничка и пошёл на перевал к Степ-Рузю.

      Ландшафт стал посимпатичнее - мхи, лишайники, черничники, ивка... однако ни ягод, ни животных не встречается. И заметно, что не всё в природе благополучно - в некоторых реках какие-то неприятные, белые и скользкие, шарики-водоросли... В горах, кое-где, как будто посыпано подгнившей трухой. Видимо, один из видов мха вымер и был развеян ветром.

Подвёл рюкзак - хвалёный Bison Tatonka. В какой-то момент я почувствовал странную упругость в лямках. Оказалось, основной шов стропы крепления "крыла" развалился, и держится она на задней заделке... Поизучал конструкцию... Прибить бы того изобретателя - стропа закреплена одним швом ! А нежные ручки юных вьетнамок, видимо, не справились с тяжелым материалом и не смогли прошить его с нужным шагом. Материал оказался, практически, перерезанным частым зиг-загом. Но ремонтироваться сразу же, тут же, было нескладно - место неудобное, да и светлое время жалко на это тратить. До конца дня я шёл плавненько-аккуратненько... и успешно донёс свою ношу до стоянки.

      Встал у ущелья с ледничком. В ледничке тоннель, можно идти почти не пригибаясь... жаль, что под ногами вода и побродить там со штативом не удалось.

      Вечером, при свете фонаря, перешивал крылья на лямках... получилось некрасиво, но прочно.
      Ночью несколько раз начинался дождь.

День четвёртый

      Сухо, но облака лежат очень низко и почти всё закрыто. Один из перевалов, вроде, открыт - пошёл туда. Набрёл на несколько снегоходов - они, видимо, поломались, а эвакуировать их не удалось. Прикрыты тряпками, обмотаны верёвками, обложены камнями - законсервированы до лучших времён.

      Следующий перевал я шёл уже в облаке, и видимость метров 20. Здорово выручила колея - по ней прошёл не плутая.

      Дождь.
      Место для палатки нашлось, но в обрез - выход прямо в ручей.

 

День пятый

     Утром сухо, но к 10 часам начался дождь и легли облака, задул ветер. Один, второй перевал - шёл почти без видимости, наугад по градиентам. На Монта-Лоре стало посветлее, но ветер усилился, и на воде появились барашки. Перевалил на Хара-Монтолоу. Тут ещё светлее, но уже льёт и ветер становится "ВЕТРОМ". Капли пробивают мембрану - промок. Время к вечеру, скоро должно бы поутихнуть. Попытался отсидеться в расщелине, но ничего не меняется, а без движения холодно. Побрёл дальше искать местечко... но там, где есть хоть какое-то прикрытие, одни камни. Пришлось встать на открытом месте, на ветру.

      А к закату, дождь прекратился и даже выглянуло солнышко. С ветерком подсушился и провёл фотосессию близлежащего ледничка. А после захода солнца опять закапало.

"Заболел" дежурный фотоаппаратик Ricoh GR1s - сначала заклинило мозг и он зачудил с фокусировкой, потом вовсе перестал включаться. За предыдущие дни он успел напитаться конденсатом, а сегодняшний душ его добил... положил его в "больничку", в гермомешок с сухой одеждой.

      Днём, на одном из болотец, встретилась морошка. И видел хищную птичку - на ветру она прямо висела надо мной.

День шестой

     Опять лежачие облака и дождик. Шёл по азимуту и ветру. Вошёл в Европу. На подходе к Харута-Шору оказалось, что промазал на километр. Завернул в ущелье к Пай-Еру. Поначалу показалось, что там светло, но когда подошёл поближе оказалось, что из ущелья несутся облака и льёт. Идти во всё это неинтересно, решил завернуть к Харуте - попытать удачи там. Через Харута-Шор пошёл в брод в ботинках - всё равно они уже насквозь мокрые, но в них существенно теплее и устойчивее... Однако, это мало помогло - камни на дне скользкие, а из-за ветра такая рябь, что под водой ничего не видно, идёшь наощупь... в результате, окунулся немного.
      А в стороне от выхода из ущелья, под прикрытием горы, светит солнышко и вполне умеренный ветерок.

      Встал на Харуте. Тут, вдоль по ручью, тоже выносит облако, но оно успевает вылиться в 100 метрах передо мной и рассеяться - у меня светит солнце. Подсушился.

День седьмой

     Путь в сторону Пай-Ера закрыт. По Харуте продолжает выносить облако. Подождал до полудня, но перемен не предвидится. Побрёл на север-восток, в обратный путь. Харута-Шор опять переходил в ботинках, на этот раз благополучно.
      Завернул на Вон-Кур-Юган и встал у истока. Ветер стих, жарко. Устроил банно-прачечный день и даже позагорал.

      Но через пару часов, к закату, надо мной уже черно и моросит, однако сбоку светит закатное солнышко.

На ночь устроил больному фотоаппаратику интенсивную терапию - пристроил его себе на живот... И утром, он сглотнул батарейку, проморгался лампочками и ожил. Поначалу путал бесконечность с макро, но через часок, вроде бы, окончательно выздоровел.

День восьмой

      Опять дождь и низкие облака.
      Наконец-то начали встречаться ягоды и следы зверушек. Но ягод мало - та черника, что медведь не съел, обсыпалась или завяла, а брусники, даже кустиков почти нет. Видел обглоданный заячий скелетик.
      Встал на Нангыт-Югане. Хорошо видна равнина. Там, на сколько хватает взгляда, везде дожди.

 

День девятый

      Похолодало. Туман. Облака. Но дождя нет и штиль. На полдня удалось снять капюшон. Весь день шёл траверсом, по горизонтали 450, в 50 метрах под облакми - так и под ногами не очень мокро и кое-что видно.

      Наблюдал битву воронов. Несколько минут идёт воздушный бой - с криками они бросаются друг на друга, клюются... наконец, один признаёт себя побеждённым - садится на землю и распластывает крылья. Победитель гордо обходит вокруг него, после чего побёжденный улетает прочь, в сторону гор (действительно - "... глаз не выклюет"). А победитель, видимо, только сейчас заметил, что я стою тут рядом, в десятке метров - с интересом делает пару кругов надо мной и улетает по своим делам.
      Потом ещё, кто-то из соколиных надо мной покружил. Из обглоданных скелетиков, сегодня встретился оленёнок.
      Облака приподнялись и на стоянку удалось поднялся повыше, на Яй-Ю, на склон Степ-Рузя. По версии километровки, тут Азия, а по 500 метровке ещё Европа.

 

День десятый

      Туман, облака - видимость 5 метров. Верхом идти не интересно. Спускаюсь по Яй-Ю и заворачиваю в ущелье Еджыд-Шор. Узенькое, красивые скалы, но видно очень мало. Кое где приходится карабкаться.

      Вышел на дорогу. Пошёл к озерам за Степ-Рузем. Облака поднялись, но пошёл дождь со снегом. Горы ненадолго побелели, но быстро подтаяли. Пролетела стайка куропаток.

      К вечеру всё стихло и посветлело. Горы освещены заходящим солнцем. Тут уже и по 500 метровке - Азия.

День одиннадцатый

     Дальше, возможны два пути: спуститься на Макар-Рузь и возврашаться по маршруту первых дней - так подальше, но неинтересно идти по одному и тому же месту. Второй путь, обходить горы с северо-запада - так, для разнообразия лучше, но получается существенно ближе и появляются полтора лишних дня.

       Выбираю второй и начинаю интенсивно лениться - по дороге заворачивать во все интересности, снимать. Начинаю подсыхать. Встал на ручье перед Ельцом.

 

День двенадцатый

      Встал поздно, шёл медленно, с остановками на съёмку.

      Погода наладилась - тихо, тепло, открыты почти все горы. А потом опять задул Ветер. Попробовал его переждать под огромным камнем... Есть две, относительно тихих зоны - одна за камнем, но она сильно вихревая и ветер задувает отовсюду; вторая непосредственно перед ним и тут, пожалуй, комфортнее. Однако, начал замерзать и пошёл ставить палатку. Хотя ветер и ураганный, но место удобное - ровно и есть за что привязаться.

      За день, прошёл всего ничего, но борьба с ветром отняла много времени и сил. Всё просохло, даже ботинки сухие.

День тринадцатый

      Всю ночь палатка визжала и брыкалась.

      Но денём, ветерок стал вполне умеренным. Ходовой день, выдался совсем ленивым - пройти надо было совсем немного. Встал в ущелье напротив станции. По прямой - 3.5 км.
      По стенкам ущелья геологами "прочерчены" канавы и валяется очень много колотого камня. И, почему-то, много птичьих скелетиков.

 

День последний

      Проснулся в облаке. Палатка мокрая. Но ко времени выхода облако растворилось, и выглянуло солнце. Все вершины открыты, и за ними тянутся облачные шлейфы.

      До станции я дошёл "по расписанию" и даже успел немного посидеть на типовой лавке в типовой комнате ожидания с типовыми растениями в горшках (кажется, что всё в точности такое же, как на станции Собь).

      И поезд тоже пришёл по расписанию...
      Поезд в этот день тоже был фирменный, и сменяемость пассажиров опять очень высокая, но ничего любопытного не запомнилось.

Итак...

      Прогулка получилась очень спокойная - без происшествий, с неплохой погодой, но и без особой красивости... ни золотой осени, ни снега, ни полярного сияния. Что-то типа пляжного отдыха...
      Мелкие поломки не омрачили впечатления:
- фотоаппаратик удалось реанимировать, да и был он не единственным,
- рюкзак удалось подлатать и не довести до аварии

У рюкзака, кстати, оказался известный брак - видимо, не самый удачный, экперимент конструктора Tatonka. В СТАРТ-1, мне его заменили на новый без каких-либо возражений (хотя, и полтора года рюкзачку уже исполнилось, и магазинчик, который мне его продал, исчез). Новый рюкзак сделан уже иначе - правильно. Стропа пропущена вдоль лямки и закреплена надежно... в этом месте неожиданностей не предвидится.

      С погодой, я считаю, повезло... если бы я гулял с наветренной стороны гор, с юго-востока, то и дождей бы почти не было. Вся вода, которой я насладился, была из облачных шлейфов с подветренной стороны гор. Однако, практически, каждый день мне удавалось увидеть и синее небо и свою тень. А ветер, хоть и был очень достойным, особого вреда не причинил... только дуги у палатки немного ушли в пластику, но выдержали - не сломались...

В общем, прекрасно отдохнул !
И отношения с Полярным Уралом наладил ;)

 

Для интересующихся подробностями:

 

 

Уже проголосовало 7 человек



 

Есть вопросы? Оставь свой комментарий:

Текст:*
 

Комментарии (3)

24-04-2013 18:04 Северный Лес
Вот это я понимаю тяга к романтике! Очень впечатляет, сам так прогуляюсь обязательно!)
27-03-2013 16:03 Сергей Запутряев
Анастасия, спасибо на добром слове !
Рад, что Вам понравилось. Но, к сожалению, фотографии лишь очень отдаленно передают фантастическую красоту севера.
Как Микеланджело отсекает всё лишнее, так и северная природа не оставляет ничего лишнего - всё целесообразно, всё идеально ! Это невозможно сравнить ни с чем.
Я предпочитаю ходить один - никто не отвлекает от единения с этим чудом, но при этом страшно жалею о том, что не с кем поделиться увиденным ;)
27-03-2013 10:03 Anastasia Bormotova
Сергей!! Даже не удивилась, увидев ваше новое Творение: возможно я предвзята, но реально потрясающие фотографии, фантастические виды и интереснейшее описание путешествия! Сергей, искренне желаю удачи в конкурсе и, пожалуйста, продолжайте радовать всех нас вашими замечательными работами!!
Авторизация

Приглашаем вас принять участие в конкурсе!

Для участия зарегистрируйтесь.

Авторизация
Логин
Пароль
Корпоративный фотоархив
  • Кольцово

    Кольцово

    Аэропорт "Кольцово"

  • Золото Камчатки

    Золото Камчатки

    "Золото Камчатки"

  • Производственные мощности

    Производственные мощности

    Уральский турбинный завод

  • Выставочный стенд

    Выставочный стенд

    ГК "АКАДО"

  • Биологические очистные сооружения

    Биологические очистные сооружения

    РКС

  • Сотрудник УТЗ

    Сотрудник УТЗ

    Уральский турбинный завод

  • Ротор ГТЭ-25у

    Ротор ГТЭ-25у

    Уральский турбинный завод

  • Банк

    Банк

    Меткомбанк

  • Продукция ОАО "КУЗОЦМ"

    Продукция ОАО "КУЗОЦМ"

    ОАО "КУЗОЦМ"

  • Вид сверху

    Вид сверху

    Аэропорт "Кольцово"

  • Сотрудник Avelar

    Сотрудник Avelar

    Avelar Energy

  • Новый район Екатеринбурга Академический

    Новый район Екатеринбурга Академический

    Ренова-Строй Груп

  • Облопачивание диска

    Облопачивание диска

    Уральский турбинный завод

  • Гордость Екатеринбурга

    Гордость Екатеринбурга

    Аэропорт "Кольцово"

  • Турбина Т-60

    Турбина Т-60

    Уральский турбинный завод

  • Ренова Оргсинтез

    Ренова Оргсинтез

    Ренова Оргсинтез

  • Ренова Менеджмент

    Ренова Менеджмент

    Ренова Менеджмент

  • БПФ

    БПФ

    Большой пенсионный фонд

  • Укладка ротора

    Укладка ротора

    Уральский турбинный завод

  • Газокислородная резка на машинах с ЧПУ

    Газокислородная резка на машинах с ЧПУ

    Уральский турбинный завод